В условиях Южного берега Крыма заболевания инжира вызываются сравнительно немногочисленными возбудителями (Лившиц и Петрушова, 1949; Лившиц и Пупышева, 1949; Пупышева, 1953).
Часть заболеваний имеет в своей основе повреждения, нанесенные фиговой огневкой (Simaetis nemorana Hb.), листоблошкой (Homotoma ficus L), лубоедом (Hypoborus ficus Er.) и др. Борьба с этими вредителями довольно эффективна, и поэтому повреждения ими могут быть своевременно предотвращены.
Значительно опаснее заболевания, вызываемые дрожжевыми, вирусными и грибными возбудителями.
На Южном берегу в период созревания инжира (август — первая декада сентября) наблюдается неблагоприятное сочетание высокой температуры воздуха и почвы с очень низким содержанием в почве влаги в доступной для растений форме.
Этот период для инжира — наиболее критический. Деревья с мощной листовой поверхностью и сравнительно неглубоким (60—80 см) рас-пространением корневой системы испытывают сильный водный дефицит.
Часто неблагоприятные условия усугубляются непродолжительными, но сильными юго-восточными ветрами. Дефицит влаги в почве, не пополняемый искусственным орошением, приводит к весьма печальным последствиям. Листья теряют тургор, сосудистые пучки, проводящие воду в плод (ребра кожицы), превращаются в тонкие нити, плоды меняют форму (округляются) и в массе закисают.
Заболевание раком, повреждения короедами и другими вредителями, ослабляющие деревья, усиливают закисание зрелых и близких к созреванию плодов.
Деревья, получающие достаточное количество влаги в засушливый период или заранее подготовленные и более устойчивые к засухе (выращенные при минимальном количестве поливной воды, вследствие чего побеги у них вырастают короткими и с жесткими листьями, а корневая система образуется в более глубоких слоях), страдают от закисания значительно меньше.
Плоды первой генерации у раннеспелых сортов обычно созревают нормально. В дальнейшем, с наступлением засухи, наблюдается закисание созревающих плодов второй генерации. К. осени с увеличением влажности почвы созревание плодов вновь протекает нормально.
Закисшие плоды распухают и становятся не пригодными для потребления. В них происходит бурное брожение, появляется неприятный запах, из глазка начинает вытекать окрашенный сок.
На закисших плодах поселяются споры грибов серой гнили, альтернарии, фузариума и др.
Многие авторы, в том числе Ганзен, Мрак, Дэви и Смит и др. (по Кондиту, 1947), Васильева (1972), считают, что летнее закисание плодов является результатом активного действия нескольких видов дрожжей (БассИагатусеБ, Тоги1а) и уксуснокислых бактерий. По-видимому, активная деятельность дрожжей, вызывающих закисание, начинается при высокой температуре и минимальном поступлении воды в плоды и листья.
Сортовая устойчивость к закисанию плодов отсутствует, так как нет сортов, которые бы не страдали от дефицита влаги в почве и воздухе. Относительно меньше подвергаются закисанию дикорастущие формы Средней Азии.
Вирусные заболевания на инжире встречаются очень часто.
Впервые мозаику листьев и плодов как вирусное заболевание описали Кондит и Хорн (1933, 1943).
Мозаика появляется на плодах и листьях, вызывая нередко уродливость последних. Поврежденные ею плоды первой генерации преждевременно опадают (Питмен, 1935).
В СССР о вирусных заболеваниях на инжире сообщают немногие авторы. Канчавели и Эристави (1945) подробно описывают симптомы заболевания мозаикой и кольцевой пятнистостью. И то, и другое отмечено в южном Крыму, причём мозаика листьев и плодов наблюдается почти у всех сортов, проявляясь в разные годы с различной интенсивностью. Реже других повреждаются сорта Кадота, Сары лоб, Калимирна, Десертный, Смена, Желтый. Кольцевая пятнистость наблюдается значительно реже.
В Крыму и особенно в Грузии на почвах с тяжелыми подпочвами (ортштейнами) наблюдается заболевание, проявляющееся в развитии многочисленных уродливых листьев на искривленных тонких побегах, выросших из боковых почек, так как верхушечные почки на больных деревьях обычно отмирают. Все эти признаки представляют собой типичное проявление вирусного заболевания, характерного для многих сортов, собранных в Грузии и произрастающих в Крыму. Встречается оно и у таких зарубежных сортов, как Серый ранний, Анжель Джемель, Темри, Зеленый, Циди, реже — у Муасон, Черного Каршинокого и Балаклавского.
Все же у большинства сортов повреждения почек и побегов вирусом не отмечены.
Деревья, пораженные вирусом, могут жить долгое время, однако урожайность их бывает очень низкой. Если заражение деревьев произошло недавно и повреждение захватило лишь верхнюю часть кроны, такие деревья можно омолодить, удалив больные ветви. Новые побеги вырастают в этом случае здоровыми и плодоносят нормально. При выращивании деревьев из черенков, заготовленных с больного растения, признаки заболевания обнаруживаются уже на следующий год и с годами все более и более охватывают крону. Такие деревья необходимо из сада удалять.
В Никитском саду в некоторые годы наблюдается заболевание плодов первого урожая, по-видимому, то, о котором сообщает Питмен (Кондит, 1947). Примерно за неделю — десять дней до нормального созревания плоды приобретают присущую им окраску, разбухают, размягчаются, преждевременно созревают, но остаются несъедобными. Этому заболеванию подвержены сорта Черный Сан-Педро, Кадота, Францискана, реже — Муасон и некоторые каприфиги (Корделия, Крымский 11).
Кроме указанных, встречается ряд заболеваний, вызванных грибными возбудителями: рак ветвей, атрофия плодов, серая гниль, фузариоз плодов (внутренняя гниль, эндосепсис).
Первичное определение возбудителей заболевания фиг и их описание было произведено Васильевой (1972). Наши дальнейшие наблюдения над повреждением плодов различных сортов инжира показали определенную зависимость между заболеванием серой гнилью и закисанием, между альтернарией на плодах и наличием опыления, а также подтвердили установленную другими авторами зависимость между заболеванием плодов — фузариозом и опылением (заносом бластофагой вместе с пыльцой спор фузариума).
Раком заболевают все культурные сорта, а также дикорастущие формы. Поэтому особенно важно соблюдать мероприятия по уходу за деревьями, так как при хорошем уходе на зараженных раком деревьях раны хорошо зарубцовываются.
Было установлено, что повреждения альтернарией часто наблюдаются у сортов с очень тонкой рыхлой кожицей, которая присуща плодам, развившимся без семян или с небольшим их числом.
Например, у сортов Кадота, Брунсвик, Лардаро и Фиолетовый здоровые плоды с семенами повреждаются редко, без семян — чаще, особенно во второй половине лета. У сортов Калимирна, Комсомолец, Сухофруктовый Никитский альтернария на плодах почти не отмечена, а у Ливадийского, Финикового Неаполитанского и Июльского, имеющих тонкую кожицу, несмотря на наличие семян, поражение плодов, особенно закисших, встречается.
Более опасное заболевание плодов — внутренняя гниль (фузариоз), вызываемая грибом Fusarium moniliforme var. fici Cald., встречается в Крыму часто. Считают, что фузариоз наблюдается только на опыленных плодах и что споры гриба заносятся в соцветие бластофагами. Тем не менее у фиг это заболевание наблюдается далеко не каждый год, тогда как у некоторых сортов каприфиг бывает почти ежегодно. Особенно сильно поражаются фузариозом сорт Станфорд и некоторые сеянцы. Сильнее поражаются плоды второй и третьей генераций, значительно реже — плоды первой генерации с тычиночными цветками. На сортах каприфиг Желтый, Капри 1, Капри 3, Каприфико и среднеазиатских формах, а также на многих сеянцах повреждения фузариозом не было отмечено ни разу. В Никитском саду заболевание фузариозом наблюдается при недостаточной влажности почвы в наиболее жаркий период лета и нередко совпадает с началом закисания плодов, вызываемого дрожжами. Причем установить первичную причину заболевания затруднительно
Серая гниль плодов (Botrytis cinerea Pers.) распространена довольно широко. На фигах она встречается главным образом на закисших в той или иной степени плодах. Поврежденные плоды в дальнейшем опадают, а в местах прикрепления плодоножек очень часто остаются повреждения серой гнилью, окольцовывающей к весне побеги. Случаи заболевания серой гнилью имеют место также на бессемянных плодах с очень тонкой нежной кожицей, легко повреждающейся механически.
У каприфиг заболевания серой гнилью встречались значительно чаще на плодах второго, малочисленного урожая, не имеющего практического значения.
Кроме указанных, имеется ещё ряд заболеваний, вызываемых грибными возбудителями. В условиях южного Крыма они не представляют серьезной угрозы и поселяются в основном на старых плодах каприфиг (после вылета бластофаг) и на закисших плодах.